вторник, 13 декабря 2011 г.

От трех до пяти

Вести от внуков
Поздняя осень, да что там говорить - просто начало зимы. Ареал посещаемых мест сокращается до размеров квартала вокруг дома, в котором живешь и места работы. Круг общения тоже все больше ограничивается общением с детьми и внуками.

Как-то старшая дочь рассказала о своих дочурках забавную историю. Они быстро растут, а после того как стали посещать детский сад и вовсе удивляют родителей, и нас вместе с ними, новыми «трюками», практически, каждый день.

Кристи – воплощение «принцессы». Она покрупнее своих сестер, любит размеренный ход событий и считает, что весь мир должен крутиться вокруг нее. Очень экономно расходует свои силы, не терпит суеты. Предпочитает изучать предмет, расчленяя его на части. Хотя и пирамидку складывать тоже умеет.

В Мегги, по словам папы, собрана «вся скорбь мира». Но это совсем не означает, что она готова терпеть и страдать до бесконечности, дожидаясь пока мир вокруг нее изменится к лучшему. Если ожидание с демонстрацией неподдельной скорби, непродолжительное, не дает результата – Мэгги начинает действовать. Громко и решительно. Как говорит бабушка – «Мегги, себе на уме».

Алиска – егоза. Мы с бабушкой сразу «записали» ее в заводилы маленького семейного трио, но не ожидали, что это станет заметно проявляться так быстро. Кристи первая стала произносить звуки и слоги – зато, Алиска уже отчетливо говорит «МАМА». Мэгги первой смогла устойчиво стоять на ногах, держась за перила манежа – зато сейчас, именно Алиска любит ходить, держась «за ручки». И «рвануть» куда-нибудь за пределы «ограды», увлекая за собой сестер – это тоже Алиска. Такое впечатление, что Алиска подсматривает у сестер их «задумки» и использует уже в завершенном виде.

Так вот, собственно, сама история. Мэгги с Алиской, как более подвижные, зачастую просто отбирали у более крупной и медлительной Кристи игрушки и понравившиеся игровые предметы, мало считаясь с ее мнением. Чем, несомненно, обижали Кристи, вызывая неудержимые стенания и слезы. Но внезапно Кристи обнаружила, что размер имеет значение и теперь, при попытках сестер провести рейдерский захват «нужного всем игрового предмета», дает им достойный, полновесный отпор. Мало того – может и сама, по праву сильного, отобрать у меньших приглянувшуюся игрушку. Для Мегги и Алиски это оказалось полной неожиданностью. Да и для родителей - тоже.


По четвергам я, обычно, забираю старшую внучку из школы и отвожу ее на занятия в танцевальный кружок. Там ее уже поджидают либо бабушка, либо дедушка с «перекусом» и переодеванием. Бабушку и дедушку, обычно, сопровождает внук. Потом я отвожу бабушку/дедушку с внуком домой и еду за женой, у которой как раз к этому времени заканчивается рабочий день. Затем часа через полтора мы вместе с женой забираем внучку с занятий танцами и везем ее домой. Во время этих переездов внучка успевает поведать и мне и бабушке массу всевозможной всячины, начиная со своих успехов в школе, заканчивая «последним» изобретенным ею рецептом какого-нибудь невероятного салата или десерта.

В последний раз это было сообщение о важнейшем событии - поездке всем классом на автобусе в город Владимир на экскурсию. Она долго рассказывала мне и бабушке как они договорились со своей подружкой прихватить в поездку по комплекту ручек, фломастеров и карандашей для себя «и на того парня». И всю дорогу фантазировала, как они с подружкой замечательно проведут время, сидя на соседних креслах экскурсионного автобуса. – Это будет классное мероприятие, - закончила внучка. - Даш, - поинтересовался я,- А мероприятие может быть первоклассным, если оно проводится для учеников третьего класса? Но Дарья не из тех, кого можно легко запутать несложным каламбуром. - Да, ну тебя, дед – отмахнулась фантазерка – конечно, может. Бабушка, выслушав ее продолжительный панегирик дружбе, спросила внучку – А ты помнишь, как в августе говорила, будто не хочешь идти в школу, потому что неинтересно и ничего хорошего от встречи со школьными подругами не ждешь, а поговорить с подругами можно и по Интернету? Даша, задумавшись на мгновение, ответила – Это я, бабушка, погорячилась.


Внук, пяти с половиной лет, ходит на занятия в детский кружок подготовки к школе. Уже освоил азбуку-чтение и счет. И даже применение этим знаниям – игру в слова. Пока внучка перекусывает и ждет открытия дверей хореографического класса для начала занятий, Максим решает скоротать время игрой в слова с двумя дедушками. Мы со сватом, естественно, соглашаемся. – Итак, первое слово… - видно как малыш перебирает пальцы на руке, считая буквы – девять букв, начинается на «С» и оканчивается на «Я». Можно задавать наводящие вопросы. Мы уже знакомы немного с ориентацией Максимкиных интересов и через некоторое время угадываем «созвездие». – А почему «Я» - спрашивает дотошная сестра. – Ну, ты, чего – это же СОЗВЕЗДИЯ – недоумевает Максим. Первый легкий успех нас со сватом несколько расхолаживает, а должен был бы насторожить. Внук с легкостью угадывает через какое-то время загаданную мной «шапку». Опять его очередь загадывать – он заговорщицки спрашивает меня шепотом – Дед, а «ть» - это как пишется? Но в фойе клуба шумно – мальчишки носятся гурьбой друг за другом, девчонки щебечут о чем-то беспрестанно, да еще и детская дикция – я говорю внуку, что это «Т». – Тогда, -говорит Максим,- двенадцать букв, слово начинается на «Э» и заканчивается на «Т». Минут пятнадцать мы со вторым дедом задаем наводящие вопросы. Ни «экскурсия», ни «экспедиция» не подошли. Выясняем, что «это» само по себе и летает и даже может стрелять. И, вообще, самая нужная вещь. Наконец, сват не выдерживает этой пытки и предлагает сдаться. Сдаемся. Максим в экспрессивном жесте выбрасывает вперед руку со словами - «Эф-шестнадцать»! – Истребитель -поясняет для непонятливых внучок.

От неожиданности, я хохотал так, что в холле все как-то попритихли, а я всерьез стал опасаться, как бы у меня не заклинило мышцы брюшного пресса. Дед Толя тоже, вытирая выступившие слезы, восторгнулся внуком.

Я взял реванш, потому как Максим не смог угадать слово «заколка» для волос, хотя Дашина металлическая заколка лежала на скамейке прямо рядом с его рукой и он постоянно ее теребил. Его, наверное, очень удивило, что такое «металлическое» может плавать только вместе с Дашей, а само по себе тонет.

Триумф длился недолго. Внук загадал слово… - Начинается на «К», заканчивается на «Т», двенадцать букв. Слова-то, какие длинные подбирает – подумалось мне. - Да, оно такое пушистое и есть в каждом доме. В нашем - точно есть, – уточнил Максим. «Крыльцо», «коридор», «кровать» - не подошли. Ребят пригласили в класс для занятий – Даша, помахав нам на прощание рукой, ушла. Мы со сватом продолжали отгадывать. Уже по пути к машине – сдались. – Вы чего, - искренне удивился внук - это же так легко: ковер-самолет. У меня сил смеяться уже не было - дед Толя остановился в тамбуре клуба, ухватившись за ручки открытых дверей и пережидая спазмы смеха.

По дороге, управляя автомобилем, я стараюсь не отвлекаться на разговоры, чтобы не терять контроль над дорогой, но тут необходимо было отыграться во что бы то ни стало. Два взрослых человека, деда, не смогли угадать такое простецкое словосочетание. – Ладно, загадывай еще – предложил я. Думаете, внук смутился или задумался – как бы не так. Он пересчитал на пальцах одному ему известную комбинацию и выдал – Начинается на «В», заканчивается на «Ч», восемнадцать букв. – Ого! – сказали мы с Анатолием. Поездка от ДК, в котором проходят Дашины занятия танцами, до дома занимает минут десять с учетом светофоров и перестроений на перекрестках. Дед Толя попросил уточнить: - Первая буква в слове «В» или «Ф». Максим уверенно произнес «В». – Это есть у каждого футболиста – внес уточнение внук. Начался мозговой штурм. Футболки, бутсы, гетры… - мы перечислили со сватом все, что только знали из футбольной амуниции, пока, наконец, дед Толя не произнес «мяч». – Это второе слово, - гордо подтвердил внук, удобно расположившийся в одиночестве на заднем сидении автомобиля. Мы поняли, что попали! - Футбольный мяч? – я осторожно попытался развить наш успех. – Да, - все также радостно восхитился Максим, - это второе слово. Мы поняли, что «попали», как минимум, дважды. Подумаешь, не хватало всего каких-нибудь пяти-шести букв. Мы стояли у дверей подъезда и лихорадочно перебирали комбинации со словами «футбольный мяч». Максим, уже несколько раз разочарованно, повторил – Нет. Наконец, в зеркале заднего вида замаячили огни свернувшей в нашу сторону машины – надо было освобождать дорогу и заканчивать состязание. – Сдаемся, - выдохнули мы с Анатолием и замерли, пережидая театральную паузу взятую внуком. – Ворота, - со вздохом произнес наш юный филолог, - «ворота футбольный мяч».

Как сват вылезал из машины, я не знаю – я же просто лег на баранку, судорожно подергиваясь от пароксизмов смеха.

После того, как, спустя пять минут, я рассказал о нашем состязании с внуком своей жене - всю дорогу до дома мне оставалось только наблюдать за ее конвульсивными выдыханиями и вытиранием выступающих слез.

PS. Три внучки – близняшки по году, и Макс с Дарьей – всего пять.

1 комментарий:

  1. =))) Это Макс люююбит )))
    "На СЭ начинается, на ТЬ заканчивается. Давай, отгадывай, пап!" Ну... размышляю в слух, (подозревафя в загаданном слове Су-27", оно само летает? Не, пап, так сразу нельзя. Ты правильные вопросы задавай!
    И ведь что поразителньо: даже когда ты представляешь себе максову идеологию и тактику словообразования, угадать задуманные им словосочетания - задачка непростая! :)

    ОтветитьУдалить